АВТОРСКАЯ

ПРОГРАММА

 

 "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"

С 2015 года - авторская программа

Акимова Ирина Павловна c 2012  годa вместе с учениками 1-Г,  2-Г и 3-Г   классов  -  разработка и реализация педагогического проекта "Зелёная планета" .

Интересный и дополнительный  материал можно посмотреть в фотогалерее

и методических разработках педагога.

  

                                                                                                             

Автор проекта: Акимова Ирина Павловна,

                                                                                         учитель начальных классов

   МАОУ СОШ № 40 г. Томска

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ставит перед педагогами приоритетные задачи не только научить ребёнка читать, считать, писать, но и развивать у него универсальные учебные действия, способствующие формированию ключевых компетентностей. ФГОС    в основе своей методологии предполагает системно - деятельностный подход в обучении и воспитании школьников. Принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в ходе его собственной деятельности, где развиваются все познавательные, эмоционально-волевые и личностные процессы.  

Перед педагогом встаёт проблема: как в ограниченных временных рамках урока организовать разнообразную образовательную деятельность обучающихся с учётом принципов системно-деятельностного подхода, как расширить границы урока, как продуктивно использовать возможности внеурочной деятельности, предусмотренной стандартом?

Педагогическим проектом «Зелёная планета» предусмотрено интеграция учебных занятий предметной области «Окружающий мир», внеурочных занятий, в том числе в рамках детского научного общества «Три кита» . Реализация проекта предполагает вовлечение обучающихся в развивающую деятельность с использованием разнообразных организационных форм и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Актуальность педагогического проекта «Зелёная планета» в том, что проект является основой для организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности коллектива класса, включая детей, родителей, учителя, социальных партнёров.

Методы и формы работы: беседа, игра, экскурсия, викторина, конференция, конкурсы и олимпиады, мастер-классы, участие в работе детского научного общества «Три кита» (посещение занятий, подготовка и участие в заседаниях клубов детского научного общества).

Цели проекта:

                                   Педагогическая

                              Ученическая

Формирование экологической культуры младших школьников в процессе совместной творческой деятельности.

Научиться оказывать посильную помощь объектам живой природы.

 

 

Задачи:

                                   Педагогические

                             Ученические

  1. Развивать навыки логического мышления и умение решать творческие задачи.
  2. Формировать познавательный интерес, умение самостоятельно работать с различными источниками информации (поиск, анализ, систематизация, отбор, передача).  
  3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  4. Воспитывать экологическую культуру, потребность сохранять и укреплять своё здоровье.
  5. Формировать навыки рефлексии и адекватную самооценку.

 

  1. Принять участие в подготовке и проведении праздника «Наш дом – планета Земля».
  2. Научиться готовить сообщения и презентации.
  3. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, социально-значимых акциях.

 

 

Гипотеза

Совместная исследовательская и творческая деятельность детей родителей по оказанию посильной помощи объектам живой природы будет способствовать формированию экологической культуры и осмысленному отношению к собственному здоровью.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Организационный.

Содержание деятельности учащихся

Функции педагога

1

Осмысление личного участия в природоохранной деятельности

Разработка педагогического проекта

2

Планирование предстоящей совместной с учителем и родителями работы

Планирование совместной деятельности в рамках проекта с родителями, детьми, социальными

партнёрами.

3

Анализ экологической обстановки родного края

Помощь в поиске и подборе информационно-аналитического материала.

 

Второй этап. Практический.

Содержание деятельности учащихся

Функции педагога

1

Посещение экскурсий.

Организация экскурсий, работа с социальными партнёрами.

 

Участие в заседаниях клуба «Мы и окружающий мир» детского научного общества «Три кита».

Организация активной поисково - исследовательской деятельности детей в единстве урочного и внеурочного образовательного пространства.

2

Художественная и декоративно-прикладная деятельность с разными материалами.

Проведение бесед, мастер-классов, погружение детей в тему занятия, объяснение приёмов рисования и изготовления изделий на заданную тему, организация совместной деятельности детей и родителей.

3

Поисковая работа с источниками информации, подготовка сообщений и презентаций.

Консультации по способам поиска и отбора информации, организация совместной поисковой деятельности детей и родителей, консультации по подбору материала, оказание помощи в оформлении работ, организация   оформления стенных изданий, листовок.

4

Участие в тематических праздниках и конкурсах, творческих выставках, социально-значимых и экологических акциях.

Организация совместной подготовительной работы с социальными партнёрами, родителями, детьми, разучивание стихов, песен, подбор тематического материала, разработка сценариев, привлечение старшеклассников, совместное размещение листовок, развешивание кормушек, организация дежурства по пополнению кормушек птичьим кормом…

5

Ведение дневника «Зелёная планета».

Приобретение альбомов, выбор стиля ведения дневника совместно с детьми и родителями, организация работы детей по ведению дневника «Зелёная планета».

 

Третий этап. Итоговый

Содержание деятельности учащихся

                                        Функции педагога              

1

Участие в итоговом экологическом празднике «Наш дом – планета Земля».

Подготовка сценария, организация деятельности детей и родителей при подготовке и проведении праздника

2

Рефлексивный час. Подведение итогов реализации проекта за год совместно с родителями.

Анализ работы за год.

Планирование работы на следующий учебный год

Механизм реализации педагогического проекта "Зелёная планета".

Примерное содержание творческого проекта:

Мероприятия

                         Педагогические задачи

Ожидаемый результат в личностном развитии ребёнка

1

Игра - беседа «Экологическая тропинка: Природа вокруг нас»

 

Развивать диалогическую речь, умение вовремя вступать диалог, слушать и слышать собеседника.

Формировать навыки произвольного поведения.

Воспитывать интерес к природе родного края.

Умение участвовать в беседе, слушать собеседника выражать свои мысли, умение взаимодействовать в игре и выполнять правила.

Развитие умения познавать ново;

желание найти необходимую информацию в книге.

2

Обсуждение содержания проекта «Зелёная планета».

Учить детей выдвигать идеи, обсуждать их, аргументированно обосновывать.

Умение обосновывать свою точку зрения, способность идти на компромисс, договариваться с партнёрами.

3

Серия экскурсий «В гости к Золотой осени».

Развивать навыки наблюдения, учить видеть красоту родной природы. Развивать образное восприятие, способность эмоционально реагировать.

Формировать навык работы с лабораторным оборудованием (лупа, компас).

Умение наблюдать объекты и явления

природы, характеризовать их особенности в разное время года.

Формирование   способности эстетически воспринимать окружающий мир.

Умение работы с лупой, находить стороны света с помощью компаса.

Умение ориентироваться на местности по природным признакам (например, мох на дереве растёт с южной стороны и др.)

4

Участие в деятельности детского научного общества «Три кита»- в заседаниях клуба «Мы и окружающий мир» по темам:

ü  «Изучение свойства воды». Лёд.

ü  «Изучение свойства воды». «Снежные загадки».

ü  «Умирают ли растения на зиму?»

ü  «Исследование природных изменений ранней весной».

ü  «Проращивание семян бобовых».

ü  «Растения – друзья человека».

ü  «Мы – друзья природы».

ü  «Мы - друзья леса».

Развивать исследовательские и поисковые навыки, умение выдвигать гипотезы, искать доказательства, делать выводы, умение работать в группе.

Развитие способности к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, документально оформлять процесс и результаты деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

Умение вести дневник «Зелёная планета».

5

Просмотр фильма

«Времена года».

Учить различать признаки времён года.

Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы.

Развивать навыки логического мышления и долговременную память.

Умение запоминать информацию, вычленять в ней основное содержание, пособность устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.

6

Экскурсия в Художественный музей.

Экспозиция «Природа Сибири».

Знакомить с творчеством художников родного края.

Знакомить с природой Сибири через произведения искусства.

Учить видеть и понимать красоту родной природы.

Воспитывать эстетическое отношение к окруж. миру.

Стремление интересоваться изобразительным искусством, понимать его художественный язык, эмоционально откликаться на художественные произведения.

Проявлять заботу о родной природе.

 

7

Тематическое рисование «Золотая осень».

Развивать художественно-творческий потенциал детей, используя сезонные особенности.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования.

8

Знакомство с произведениями М. Пришвина.

Воспитывать любовь к живой природе средствами художественной литературы.

Формирование интереса к изучению художественной литературы о природе.

Развивать умение описывать сезонные изменения в природе.

9

Конкурс рисунков «Берегите природу!»

Знакомить с творчеством художников, рисующих природу родного края.

Развивать художественно-творческий потенциал детей.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования.

Адекватная самооценка своей работы   и работам сверстников.

10

Практическая работа: изготовление поделок из природного материала

Развивать умения изготовления поделок из природного материала.

Формировать эстетический вкус в творчестве.

Формирование навыка работы с природным материалом, проявление творческой фантазии и воспитание эстетического вкуса.

11

Выставка поделок из природного и садового материала «Осенняя фантазия»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать эстетически вкус в оформлении поделок.Создать ситуацию успеха для участников выставки.

Адекватная самооценка работы   своей и сверстников.

12

Праздник «Золотой осени»

Развивать навыки логического мышления и долговременную память.

Сплотить классный коллектив (дети-родители-учитель);

Активное участие детей и семей в празднике, проявление творческого потенциала, совместное творчество детей и взрослых, сплочённый работоспособный классный коллектив.

13

Подготовка и участие во Всероссийской дистанционной викторине «Разноцветная жизнь».

Формировать умение работать с информацией.

Развивать творческий потенциал детей.

Учить правильно использовать знания для точного ответа на вопросы викторины.

Умение извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения, успешно отвечать на вопросы викторины.

14

Оформление осенней страницы в Дневнике «Зелёная планета» «Путешествие в природу».

Развивать художественно-творческий потенциал.

Учить аккуратно и эстетично оформлять альбом.

Формирование навыка оформления дневника «Зелёная планета».

15

Подготовка и участие к фотоконкурсу «Удивительное в природе».

Развивать наблюдательность, умение увидеть необычное в природе и мире животных.

Умение видеть необычное в обыденном, умение фотографировать.

16

Беседа «Мир глазами эколога».

 

Сформировать у детей понятие о науке «Экология».

Умение извлекать необходимую информацию из беседы и обсуждать полученные сведения.

17

Изготовление панно «Подводный мир» (коллективная работа «Оригами»).

Развивать умение изготовления поделок из бумаги;

Учить работать коллективно, уметь принимать общее решение.

Приобретение навыка работы с бумагой, проявление творческой фантазии и воспитание эстетического вкуса.

18

«Нам нужен чистый воздух». Изготовление плакатов, листовок, рисунков.

Развивать художественно-творческий потенциал детей.

Учить приёмам изготовления плакатов и листовок.

Развитие умений извлекать необходимую информацию из дополнительных источников: словарей, энциклопедий, справочников о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Умение изготавливать плакаты и листовки.

19

Экологический праздник

«Мы – юные экологи».

Сплотить классный коллектив (дети-родители-учитель);

Воспитывать экологическую грамотность, интерес к природе родного края.

Создание ситуации успеха, активное участие детей и семей в празднике, проявление творческого потенциала, совместное творчество детей и взрослых, сплочение классного коллектива.

20

Серия экскурсий:

ü  «В гости к Зимушке-зиме".

ü  «Птицы зимой».

ü  «Мы – друзья природы».

Развивать навыки наблюдения, учить видеть красоту родной природы зимой. Развивать образное восприятие, способность эмоционально реагировать.

Умение наблюдать объекты и явления

природы, характеризовать их особенности. Формирование навыков эстетического восприятия окружающего мира.

Умение группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

21

Знакомство со стихами русских поэтов о зиме.

А. С. Пушкин, И. Бунин.

Воспитывать любовь к живой природе средствами художественного слова.

Развивать навыки логического мышления и долговременную память.

Умение понимать стихи о природе, эмоционально откликаться на поэтические произведения.

Развивать способности описывать сезонные изменения в природе, характеризовать отличительные признаки времен года, цитируя отрывки из поэтических произведений.

22

Тематическое рисование

«Зимние узоры».

Развивать художественно-творческий потенциал детей, используя сезонные особенности.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования.

23

Конкурс рисунков и фотографий «Зимушка-зима»

Учить детей правильно выбирать тему для творческой работы и эстетично её оформить. Развивать художественно-творческий потенциал детей.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования фотографий.

24

Открытие творческой мастерской «Деда Мороза»: поделки, открытки, стенгазета, сувениры, подарки.

Развивать умение изготовления поделок с использованием бросового материала;

Воспитывать эстетический и художественный вкус.

Умение творчески использовать бросовый материал, борясь с засорением планеты.

25

Подготовка и участие во Всероссийской викторине-игре «Новогодний переполох».

Формировать умение работать с информацией;

Развивать творческий потенциал детей;

Учить правильно и точно находить ответы на вопросы викторины.

Умение извлекать необходимую информацию из дополнительных источников: словарей, энциклопедий, справочников о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Формирование навыка участия в викторинах.

26

Беседа «Зимующие птицы родного края».

Воспитывать чувство сочувствия, сопереживания к живым существам;

Развивать умение проявлять заботу об окружающих.

Умение извлекать необходимую информацию из беседы;

Формирование ведения диалога и обсуждение полученных знаний.

27

Просмотр фильма «Мир природы Томской области»

Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников;

Умение работать с информацией.

Формирование познавательных УУД.

28

«Подкормите птиц зимой!». Практическая работа: изготовление кормушек.

Учить приёмам изготовления кормушек из разного материала.

Воспитывать чувство сочувствия, сопереживания к живым существам;

Развивать умение проявлять заботу об окружающих.

Умение изготавливать кормушки из разных материалов.

29

Развешивание и пополнение птичьих столовых во дворе школы.

Воспитывать чувство сочувствия, сопереживания к живым существам;

Развивать умение проявлять заботу об окружающих.

Формирование потребности проявлять заботу об окружающих.

30

Конкурс рисунков «Зимующие птицы». Игра «Угадай-ка»

Развивать художественно-творческий потенциал детей.

Формирование умения выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования

31

Оформление зимней страницы в Дневнике «Зелёная планета»

Учить оформлять дневник с зимними изменениями в природе.

Приобретение умения оформлять дневник «Зелёная планета»

32

Игра-ознакомление с многообразием растений «В мире растений».

Учить различать признаки растений;.

Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы.

Развивать навыки логического мышления и долговременную память

Формирование умения классифицировать

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

33

Знакомство с дикорастущими растениями. «Некультурные».

Учить различать признаки культурных растений;.

Учить видеть взаимосвязь живой и неживой природы.

Формирование умения классифицировать

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

34

Практическая деятельность «Чудо-растение».

Развивать художественно-творческий потенциал детей.

Развитие воображения и фантазии в процессе выполнения творческой работы.

35

Практическая экспериментальная деятельность в детском научном обществе «Что вырастет из семечка?».

Развивать наблюдательность, умение фиксировать изменения в процессе эксперимента, анализировать и делать выводы.

Умение выращивать растения (из

семян, побегов, листа).Заполнять лист наблюдений, анализировать, делать выводы.

36

Чтение экологической сказки по теме «Грибы. Лишайники».

«Нет повести печальнее на свете.

Дидактическая игра «Что в корзине?».

Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников;

Научить извлекать основную мысль содержания сказки.

 

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

37

Чтение рассказов о домашних животных.

Воспитывать любовь к живой природе средствами художественной литературы.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

38

Рисунки о домашних питомцах.

 

Учить детей стремиться к тому, чтобы любой зверек как другу доверять бы мог.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования

39

Просмотр фильма из серии

«Домашние животные».

Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников;

Умение работать с информацией. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Сформированные в соответствии с возрастом познавательные УУД.

40

Создание презентации

«В мире животных».

Учить созданию   презентаций и сообщений на основе самостоятельно подобранной информации;

Формировать умение представлять подготовленный материал, сопровождая выступление слайдовой презентацией.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

41

Чтение сказки «Все друг другу мы нужны». Выполнение иллюстраций к тексту.

Воспитывать осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной речи;

Научить строить логическое рассуждение.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

42

Подготовка и участие в Областном конкурсе «Экологическая сказка».

Развивать воображение, фантазию, способность сочинять авторскую экологическую сказку.

Умение фантазировать, выражать свои мысли вслух, создавать письменный вариант сказки с иллюстрац.

43

Международный День птиц: беседа, конкурс рисунков, ребусов, сказок.

Викторина «Знатоки природы».

Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников;

 

Сравнивать диких и домашних птиц, Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Характеризовать их роль в жизни человека.

44

Заседание клуба детского научного общества «Путешествие капельки».

 

Развивать навыки проведения опытов, умения выдвигать гипотезы, искать пути подтверждения гипотезы, делать выводы;

формировать умение работать в группе.

 

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Проводить и наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

45

Подготовка к участию в Неделе Добра. Изготовление сувениров, открыток, поделок.

Развивать умение изготовления поделок из разного материала;

Воспитывать эстетический вкус в оформлении поделок и изделий.

Умение изготавливать сувениры из экологических и бросовых материалов.

46

Участие в «Весенней Неделе Добра» в рамках Общероссийских Дней защиты от экологической опасности

Развивать диалогическую речь.

Формировать навыки произвольного поведения.

Воспитывать интерес к природе родного края.

Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

47

Беседа «По страницам Красной книги России».

Воспитывать чувство сочувствия, сопереживания к живым существам;

Развивать умение проявлять заботу об окружающих, о природе, к исчезающим растениям живой природы.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

48

Выпуск стенной газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 

Развивать творческую фантазию и художественно-эстетический вкус.

Формировать умение работать в группе.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей,энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

49

Фотовыставка «Бездомные животные».

Развивать наблюдательность, умение увидеть необычное в природе и мире животных.

Умение видеть необычное в обыденном, умение фотографировать.

50

Серия экскурсий «Весна! Весна на улице!..»

Развивать наблюдательность;

Формировать умение получать необходимую информацию из разных источников;

Сформировать установку на здоровый образ жизни.

Умение наблюдать объекты и явления

природы, характеризовать их особенности.

Приводить примеры веществ (капель, дождь, град), описывать их.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

51

Тематическое рисование «Весенний пейзаж».

Научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение отражать действительность средствами рисования.

52

Оформление весенней страницы в Дневнике «Зелёная планета»

Развивать художественно-творческий потенциал;

Учить аккуратно и эстетично оформлять альбом.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования.

53

День экологических знаний. Беседа «Наша помощь окружающей среде»

Воспитывать экологическую грамотность, интерес к природе родного края.

Осознать, как помочь природе?

Потребность в природоохранной деятельности.

54

Участие в Экологической акции «Наведи порядок в школьном дворе».

Воспитывать уважительное отношение к школе, к окружающей природе; интерес к природе родного края.

Потребность в природоохранной деятельности.

55

Просмотр фильма «Страницы живой природы».

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Умение работать с информацией.

Сформированные в соответствии с возрастом познавательные УУД.

56

Зеленая аптека. Лекарственные растения Сибири.

Изучить лекарственные растения, познакомиться с их применением.

Учить детей первой помощи при укусах насекомых, ушибах, порезах.

Умение различать растения и определять в группы.

57

Подготовка и участие в   конкурсе рисунков «Лекарственные растения».

Развивать художественно-творческий потенциал детей.

Умение выразить своё настроение и отношение к окружающему миру средствами рисования

58

Изготовление гербария.

Научить правилам сбора растений и изготовлению гербария;

Умение эстетично правильно оформить и творчески авторскую работу.

59

Конкурс на лучшую работу гербария.

Развивать способность к самооценке и успешность в творческой деятельности.

Умение адекватного понимания причин успешности в творческой деятельности.

60

Коллективная работа их собранного материала.

Развивать осознанное устойчивое эстетическое предпочтение и ориентацию на искусство.

Навык работы с природным материалом, проявление творческой фантазии и эстетического вкуса

61

Подготовка к празднику: изготовление фигурок животных, растений, открыток, рисунков, плакатов.

Развивать умение изготовления поделок из бумаги;

Воспитывать эстетический вкус.

Умение работать в коллективе.

Навык работы с бумагой, проявление творческой фантазии и эстетического вкуса.

62

Экологический праздник «Наш дом – планета Земля». Подведение итогов.

Сплотить классный коллектив (дети-родители-учитель);

Воспитывать экологическую культуру: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Активное участие детей и семей в празднике, проявление творческого потенциала, совместное творчество детей и взрослых, сплочение классного коллектива.

64-65

Рефлексивный час. Подведение итогов реализации проекта.

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Умение адекватно оценивать результаты индивидуальной и коллективной деятельности .