Родительское собрание                                             1 класс

Тема: Режим дня в жизни школьника.                                                    

 

                             Хорошими людьми становятся больше от упражнений,   чем от природы.

                                                                                          Демокрит

 

Задачи:

  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
  2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар-практикум.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаёшь утром?

- Тебя будут родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаёшь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь её один или с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

- В котором часу ты идёшь спать?

2. Анкетирование родителей учащихся класса.

      Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребёнка выполнение им режима дня?

- Ваш ребёнок встаёт сам или вы его будите?

- Он встаёт охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребёнка?

- Делает ли ваш ребёнок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы своему ребёнку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребёнок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребёнок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребёнок?

- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребёнка?

- Какие приёмы вы используете для того, чтобы ребёнок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Примерный вариант режима дня первоклассника                                Время

Подъём                                                                                                                       6.30

Зарядка, умывание, уборка постели                                            6.30-7.00 Завтрак                                                                                                                        7.00-7.20-Дорога в школу                                                                                                       7.30-7.40-Занятия в школе                                                                                                      8.00-12.00

Прогулка на свежем воздухе                                                        12.00-14.00

Обед, отдых, помощь по дому  

14.00-16.00- Приготовление уроков                                                                                         16.00-18.00

Свободное время                                                                                                   18.00-19.00

Ужин                                                                                                                            19.00-19.30

Свободное время - 19.30-20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну                                              20.30-21.30

 

3.Разработка памяток для родителей по созданию условий ребёнку для выполнения режима дня.

Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка.

                                               Папы и мамы! Помните!

            Дефицит двигательной активности ребёнка-первоклассника составляет 40 % от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

            Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребёнка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • ·        Приучать своего ребёнка к гимнастике с 2-3 лет.
  • ·        Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • ·        Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • ·        Включать весёлую и ритмичную музыку.
  • ·        Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • ·        Выполнять зарядку вместе со своим ребёнком.
  • ·        Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
  • ·        Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
  • ·        Подмечать и подчёркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • ·        Менять упражнения, если они наскучили ребёнку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником.

  • ·        Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
  • ·        Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • ·        Если ребёнок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями.
  • ·        Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.
  • ·        После длительного сидения ребёнку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
  • ·        Если ваш ребёнок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  • ·        Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели.
  • ·        Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребёнком. Только тогда он поймёт их важность и необходимость!

 

4.Упражнения при подготовке домашних заданий.

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

*Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперёд к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

* Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

* «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

 

5. Мини-сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки».

Вопросы для обсуждения на родительском собрании.

- Здоровье ребёнка и школьные нагрузки.

- Особенности рационально организованного режима дня.

- Приёмы сохранения психического и физического здоровья ребёнка с помощью режима дня.

                                               Ход собрания.

На плакате – статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчёркивая актуальность выбранной темы для собрания.

                                   Статистика актуальности темы.

  • ·        Лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
  • ·        К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
  • ·        15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствия желания учиться.
  • ·        Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
  • ·        10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
  • ·        20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
  • ·        Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
  • ·        Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
  1. Вступительное слово классного руководителя.

Начало обучения ребёнка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребёнка, со временем есть вероятность того, что ребёнок войдёт в одну из статистических групп, приведённых на доске.

            Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребёнка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребёнком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

            Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребёнком как некую догму.

            Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Низкая работоспособность характеризуется:

- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребёнок выучил материал урока;

- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

- рассеянностью и невнимательностью ребёнка, быстрой утомляемостью;

- изменением почерка ребёнка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

            Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребёнка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

- Как это организуют родители нашего класса?

2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

3. Анализ сочинений учащихся «Как я делаю уроки».

4. Родительское «Нельзя» при соблюдении режима дня.

            Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребёнком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «Нельзя», который записывается в родительский дневник.

 

НЕЛЬЗЯ:

  • ·         Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • ·         Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится.
  • ·         Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если но к ним не готов.
  • ·         Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
  • ·         Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
  • ·         Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права.
  • ·         Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
  • ·         Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
  • ·         Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
  • ·         Ждать папу и маму, чтобы начать уроки.
  • ·         Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день.
  • ·         Смотреть пред сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
  • ·         Ругать ребёнка перед сном.
  • ·         Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
  • ·         Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно.
  • ·         Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

5.Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.

6. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.

7. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.

 

  

Литература для подготовки собрания:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как помочь хорошо учиться.
  2. Василевич Л. П. Дневник самопознания.
  3. Титова Е. В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя.